Описание модели

Описание модели непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации

«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»
(В.В. Путин)

Осознанный заказ специалиста на собственный процесс повышения квалификации становится чрезвычайно важным, т.к. только реализация собственного заказа на повышение квалификации может помочь удовлетворить индивидуальные образовательные потребности специалистов, стимулировать их профессиональное развитие и, следовательно, совершенствовать образовательную практику.

В связи с этим в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования реализуется модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации по индивидуальным образовательным программам (далее - ИОП) с использованием Internet ресурсов и тьюторского сопровождения.

В чем суть модели непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации?

Схематично данная модель представлена следующим образом:

Модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации включает в себя четыре элемента.

Первый элемент моделиавторизация на сайте «Обучение по ИОП». Специалист образовательного учреждения, решивший повышать свою квалификацию по ИОП, должен зарегистрироваться и/или авторизоваться на сайте. У каждого пользователя сайта есть персональная страница, включающая следующие разделы: «Диагностика», «Опыт работы», «Обучение».

Второй элемент модели «Диагностика» включает в себя материалы, позволяющие слушателю оценить свою профессиональную компетентность. Работник образования проходит самодиагностику, выбирает проблемное поле, формулирует образовательные задачи на повышение квалификации.

Третий элемент моделинепосредственное обучение.

Основой для разработки индивидуальной образовательной программы повышения квалификации являются выявленные в ходе самодиагностики профессиональные затруднения работника образования.

Слушатель, решивший повышать квалификацию по ИОП, используя «Конструктор индивидуальной образовательной программы», действует следующим образом:

  • проходит диагностику по выбранным направлениям и выделяет проблемное поле;
  • подбирает по ключевым словам актуальные для себя образовательные модули, обращаясь к модульному депозитарию АО ИППК РО и иные обучающие мероприятия (регионального и муниципального уровня);
  • оформляет индивидуальную образовательную программу;
  • совместно с тьютором на своей персональной странице составляет индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) путем выбора места, сроков и формы изучения модулей и иных обучающих мероприятий (регионального и муниципального уровня), включенных в индивидуальную образовательную программу;
  • включается в процесс обучения в соответствии с ИОМ, реализуя ИОП.

Четвертый элемент моделиопыт работы – предполагает анализ и описание собственного эффективного педагогического опыта, выявленного по результатам самодиагностики. Для описания собственного педагогического или управленческого опыта, работник может воспользоваться конструктором «Описание педагогического (управленческого) опыта», размещенного на его персональной странице сайта АО ИППК РО.

Конструктор «Описание педагогического (управленческого) опыта» представляет собой мастер разработки документа по описанию опыта. Заполняя поля конструктора, педагог (руководитель) анализирует собственную профессиональную деятельность и описывает свой опыт. Результаты работы слушателя размещаются в базе «Материалы для общественной экспертизы», которая так же находится на сайте «Обучение по ИОП». Работники образования Архангельской области имеют возможность познакомиться с представленным педагогическим опытом и оценить его по следующим вопросам:

  • является ли опыт актуальным (для меня, для образовательного учреждения, для муниципальной системы образования, для региональной системы образования);
  • понятна ли основная идея опыта;
  • можно ли данный опыт считать инновационным?

По результатам общественной экспертизы материал оценивается экспертами-профессионалами и размещается в банке передового педагогического опыта Архангельской области.

Другим вариантом распространения лучшего опыта педагогов и руководителей образовательных учреждений Архангельской области является участие в конкурсе программ модулей повышения квалификации. Этот конкурс проводится АО ИППК РО среди образовательных учреждений Архангельской области и Ненецкого автономного округа для того, чтобы развивать практику повышения квалификации работников образования на базе образовательных учреждений и создавать условия для демонстрации инновационного опыта педагогов и руководителей образовательных учреждений. Программы модулей, прошедшие конкурсный отбор, заносятся в региональный модульный депозитарий, а образовательное учреждение получает статус базовой образовательной площадки для повышения квалификации. Таким образом, происходит расширение образовательной среды для построения ИОП.

Реализуя индивидуальную образовательную программу повышения квалификации, у педагога могут возникнуть новые профессиональные интересы и затруднения, которые он может решить, вновь обратившись к областному модульному депозитарию. Процесс повышения квалификации, организованный по этой модели, становится непрерывным, персонифицированным и актуальным.